
Инновационный проект "Медицинский класс в сельской школе"
Наименование проекта |
«Медицинский класс в сельской школе» |
||
Анализ социокультурной ситуации |
Численность постоянного населения на начало 2021 г. увеличилась на 1,0% и составила 21019 человек (2020 г. – 20952). Рост численности произошел во всех группах населения. Плотность населения составляет 302 чел. на 1 кв. км. Удаленность населенных пунктов от районного центра составляет от 7 км до 250 км. В районе всего 27 населенных пунктов, из которых 1 (Тобуя) - расположены на расстоянии свыше 250 км от центра района. Всего по району функционирует 24 медицинских организаций (обособленных структурных подразделений). Система оказания медицинской помощи представлена: ЦРБ, 4 врачебных амбулаторий, 4 офиса врача общей практики, 11 ФАП, ФП, домовые хозяйства: 6 (уч. Быччыгдан, Кулусуннах, Бютейдях, Май, Кетердях, Давыдов)
Укомплектованность медицинскими кадрами: ВРАЧИ: Всего – 59; Врач – биолог – 1; Провизор – 1; Женщин – 44; Укомплектованность – 91%; Обеспеченность на 10.000 населения - 28,07; Работающие пенсионеры – 13 (21,6%); Врачи предпенсионного возраста – 8 (13,5%);
СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ: Всего – 206; Из них женщин – 197; Процент укомплектованности 99%; Обеспеченность на 10.000 населения - 98,01; Работающие пенсионеры – 70 (33,9%); Предпенсионного возраста – 36 (17,4%);
МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ: Всего 52; В.т.ч. младшие медсестры по уходу за больными - 43; Санитарки – 9; Женщины 52; Работающие пенсионеры – 15 (28,8%). Предпенсионного возраста – 36 (17,4%);
Анализ движения медицинских кадров за последние 3 года: Всего прибыло врачей – 19; Из них молодые специалисты – 3 (15,7%); Из общего числа прибывших, местные кадры – 6 (31,5%); Всего прибыло среднего медицинского персонала – 52; Из них молодые специалисты – 28 (53,8%); Из общего числа прибывших, местные кадры – 42 (80,76%); Всего выбыло врачей – 25; Всего выбыло среднего медицинского персонала – 73;
На 01.01.2021г. в ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» открыты вакансии: врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-психиатр-нарколог, врач-терапевт участковый, акушер, фельдшер – 2.
Всемирная пандемия показала нецелесообразность оптимизации лечебных пунктов и больниц. Эта касается и Верхневилюйского улуса. Требуются высококвалифицированные врачи узкой специальности, а с внедрением новых цифровых технологий – IT специалисты новой формации с медицинской подготовкой. В современных реалиях одной из важнейших задач здравоохранения республики стала – открытие центров. Такая политика государства потребует новых кадров.
Из кадрового анализа ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» видно, что практически 1/3 медицинского персонала составляют работающие пенсионеры. |
||
Проблематика проекта |
1. Острая нехватка высококвалифицированных врачей, особенно узких специальностей; 2. Высокая текучесть кадров по разным причинам: неустроенность быта, заключение работниками договоров по программе «Земский доктор/фельдшер» в другой местности, переезжают на другое место жительства по семейным обстоятельствам и т.п.; 3. Выпускники школ Верхневилюйского улуса не конкурентоспособны в сравнении с другими улусами по предметам естественно – научного цикла; |
||
Цель, задачи проекта |
Цель проекта: Внедрение естественнонаучного предпрофильного и профильного обучения медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинском направлении, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации. Задачи проекта: - изучение особенностей медицинских профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в профессии; - знакомство с современной медициной и узкими специальностями; - формирование и совершенствование у обучающихся навыков исследовательской и добровольческой деятельности; - развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; |
||
Основная идея проекта |
Как видно из социокультурного анализа, за последние 3 года из общего числа прибывших и трудоустроенных врачей, всего 31,5% из числа местных жителей, что и сказывается на закрепление врачей в районе. Также из общего числа медицинского персонала – пенсионеры. Требуются молодые специалисты с медицинским образованием и владеющие цифровыми компетенциями. Основная идея проекта – подготовка конкурентноспособных выпускников медицинского класса, будущих высококвалифицированных врачей, выпускников медицинских ВУЗов. Проект реализуется на трех уровнях: Содержательный уровень – совершенствование, углубление теоретических знаний, установление связи с практической профессиональной деятельностью, повышение профессиональной и личностной мотивации, повышение познавательного и профессионального интереса, активности обучающихся, становление критического, диалектического и альтернативного мышления, выработка системных знаний и метазнаний; Деятельностный уровень – приобретение навыков профессиональной (медицинской) деятельности, формирование умений решать комплексные межпредметные задачи, развитие проектировочных умений, владение которыми обеспечит способность проектировать работу, выбирать технологии, материалы и оборудование, приемлемые и результативные в организации деятельности по профессии, формирование и совершенствование коммуникативных и организаторских навыков, позволяющих строить взаимоотношения и успешно организовывать разные виды деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, выработка комплексных умений; Ценностно-развивающий уровень – осознание процесса познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.
В рамках начального общего образования внимание акцентируется на создание условий для формирования у обучающихся познавательных интересов. В 8-9 классах реализуется предпрофильная подготовка и создаются условия для обеспечения сознательного выбора профиля обучения в 10-11 классах. В старших классах в рамках профильного обучения происходит дополнительная внутрипрофильная дифференциация. Для обучающихся в соответствии с их запросами формируются индивидуальные учебные планы по естественнонаучному профилю. Качество предпрофессионального образования в школе достигается за счет: - изменения подхода к преподаванию профильных дисциплин (с акцентом на проведение исследований, выдвижение гипотез, решение аналитических и проектных задач); - практической направленности процесса обучения; - развитие системы сетевого взаимодействия с вузами медицинской направленности; |
||
Инновационность |
По заказу Администрации района, по инициативе школы, 17 мая 2019г. было подписано трехстороннее соглашение между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением», об открытии на базе школы медицинского класса. Обязательства сторон: Школа: - обеспечивают реализацию образовательных программ естественнонаучного профиля медицинской направленности; - используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для поддержки естественнонаучного профиля медицинской направленности; - разрабатывают образовательные программы по профильным предметам; - обеспечивают отбор обучающихся для обучения в медицинских классах, проведении независимой экспертизы эффективности работы медицинских классов; - организуют практические курсы, профильные олимпиады, научно-практические конференции для обучающихся и педагогических работников медицинских классов; - проводят мероприятия по популяризации научных знаний. ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ»: - организуют профориентационную деятельность по знакомству обучающихся с медицинскими профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями; - участвуют в организации практики обучающихся; - участвуют в разработке системы требований к компетенциям выпускников медицинских классов. - участвуют в отборе обучающихся для обучения в медицинских классах, проведении независимой экспертизы эффективности работы медицинских классов; участвуют в повышении квалификации учителей, преподающих профильные предметы в медицинских классах; Администрация МР «Верхневилюйский уулс (район)»: - обеспечивают финансирование спецодежды обучающихся медицинских классов; - обеспечивает финансирование выезда обучающихся медицинских классов в образовательные мероприятия по профилю; - предоставляют выпускникам медицинских классов целевые места в профессиональные образовательные организации; Проект «Медицинский класс в сельской школе» объединяет усилия учителей школы, ресурсы всех сетевых учреждений (ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ», Малая медицинская академия ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова) для реализации естественно – научного направления. |
||
Этапы реализации проекта |
1 этап – подготовительный этап (2019 г.). На данном этапе изучение мнений участников образовательного процесса школы о необходимости открытия медицинских классов, подписание соглашений, набор в медицинские классы. 2 этап – этап реализации (2019-2023гг.). На данном этапе по итогам набора в медицинские классы реализуются все запланированные мероприятия по проекту. 3 этап – заключительный (2023г.). На данном этапе проводится анализ работы проекта, распространение опыта работы на различных уровнях. |
||
Механизмы реализации |
· Внесение изменений в ООП школы; · Открытие медицинских классов. · Углубленное изучение профильных предметов – химии, биологии. · Организация проектной деятельности. · Организация внеурочной деятельности: История медицины, Основы латинского языка, Основы медицинских знаний, Основы практической медицины, Оказание первой медицинской помощи. · Участие в ВОШ по химии, биологии, экологии. · Участие в научно-практических конференциях. · Организации и проведение мероприятий ранней предпрофилизации. · Волонтерское движение (отряд Волонтеры-медики). · Производственная практика непосредственно в учреждениях медицины. |
||
Дорожная карта реализации проекта |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Нормативный документ (при наличии) |
Нормативно – правовое обеспечение проекта |
Январь – май 2019г. |
Разработаны нормативно – правовые акты по организации УВП в медицинских классах. Внесены изменения в ООП школы. |
Положение о медицинских классах. Правила приема в медицинские классы. |
Разработка проекта трехстороннего соглашения о сторудничестве по созданию медицинских классов. |
Май 2019 |
Подписан трехстороннее соглашение о сторудничестве по созданию медицинских классов между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением» |
Трехстороннее соглашение о сторудничестве по созданию медицинских классов между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением» |
Набор в медицинские классы |
Июнь – август 2019г. |
Комплектованы медицинские 8 и 10 классы |
Приказ о комплектовании медицинских классов |
Посвящение в медицинский класс |
Сентябрь (ежегодно) |
Осознан процесс познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности. |
Положение о посвящении в медицинские классы |
Работа медицинских классов |
Сентябрь 2019г. – май 2023г. |
Внедрено естественнонаучное предпрофильное и профильное обучение медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинском направлении |
Эффективная модель профильной школы |
Производственная практика на базе ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» |
Сентябрь 2019г. – май 2023г. |
Приобретены навыки профессиональной (медицинской) деятельности, формирование умений решать комплексные межпредметные задачи, развитие проектировочных умений, владение которыми обеспечит способность проектировать работу, выбирать технологии, материалы и оборудование, приемлемые и результативные в организации деятельности по профессии, формирование и совершенствование коммуникативных и организаторских навыков, позволяющих строить взаимоотношения и успешно организовывать разные виды деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, выработка комплексных умений; |
Программа прохождения производственной практики обучающихся медицинских классов на базе ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» |
Каникулярная школа на базе Малой медицинской академии СВФУ им. М.К. Аммосова |
Осенние и весенние каникулы |
Осознан процесс познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности. |
Договор о сотрудничестве с ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова. Приказ директора об участии на каникулярной школе Малой медицинской академии |
Участие обучающихся на различных конкурсах, проектах |
Сентябрь 2019г. – май 2023г. |
Осознание процесса познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности. |
Положения конкурсов, Приказы об участии в конкурсах. Положение об организации выезда обучающихся на массовые мероприятия |
Предполагаемые результаты |
· Конкурентоспособность выпускников медицинского класса в естественно – научном направлении; · Повышение качества результатов государственной итоговой аттестации за курс основного общего и среднего общего образования; · Устранение дефицита в кадрах района высококвалифицированными медицинскими кадрами из местных жителей. · |
||
Критерии оценки предполагаемых результатов |
· Результаты ГИА за курс среднего общего образования по предметам русский язык, биология, химия выше средних показателей региона; · Расширена география целевой группы проекта из других населенных пунктов, районов; · Повышение показателя удовлетворенности родителей работой медицинского класса по методике Е.Н. Степановой; · Высокая доля выпускников медицинского класса, поступающих в ВУЗы медицинского направления; · Возрос имидж школы в улусе; |
||
Кадровое обеспечение проекта |
В целях эффективной реализации проекта, из каждой сторон назначены ответственные по реализации проекта: 1. Со стороны Администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» - Тойтонова Люция Спиридоновна, заместитель главы района по социальным вопросам; 2. Со стороны ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» - Тумусова Ольга Ивановна, старшая медицинская сестра кабинета профилактики; 3. Со стороны МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением» - Огочонов Леонид Николаевич, заместитель директора по учебной работе; Школа обеспечена педагогическими кадрами для реализации проекта на 100%: Учитель химии – 2; Учитель биологии – 2; Учитель математики – 2; Учитель физики – 1; Учитель информатики – 1; Учитель русского языка и литературы – 2; Учитель родного языка и литературы – 2; Учитель английского языка; Учитель истории и обществознания – 1; Учитель физической культуры – 2; Учитель ОБЖ – 1; Социальный педагог – 1; Педагог – психолог – 1; Педагог – организатор – 1; Мастер производственного обучения – 1; Педагог – библиотекарь – 1; |
||
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) |
Бюджетное: со финансирование Администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» (выезды обучающихся медицинских классов на участие во Всероссийском форуме «Моя будущая профессия - врач», конкурсы, на каникулярные занятия малой медицинской академии СФВУ им. М.К. Аммосова, приобретение оборудования) – 190000,00. Внебюджетное: средства школы, средства спонсоров, родителей – 500000,00. |